Регистрация
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.mariya-tsaregorodtseva.ru/
Сайт Департамента образования и молодёжной политики Хан
Комитет по образованию администрации Белоярского района
Министерство образования и науки Российской Федерации
Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ
Читаем вместе! - Сайт поддержки семейного чтения с детьми.
Сейчас на сайте: 11

Сочинение Царегородцевой М.В.


Тема 5. Что значит быть “белой вороной”?

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно

Данте Алигьери

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож... 

А.С. Грибоедов

            Вот уже много дней, выбиваясь из последних сил, летела стая взлохмаченных серых ворон. Их путь лежал далеко – в прекрасную и светлую страну, где царствуют Добро, Любовь и Прощение. Большая и сильная птица, взявшаяся быть вожаком стаи, никак не могла понять, почему ей не удаётся найти верную дорогу. Уж не права ли была та блаженная чудачка, так явно отличавшаяся от всех Белая ворона, убеждавшая, что никуда не нужно лететь, что такая чудесная страна – их Родина, просто нужно измениться самим? Но гордые и глупые птицы тогда только презрительно посмотрели на странную соплеменницу и взмыли под облака. Теперь же, когда многие вороны погибли, не справившись с трудностями пути, а прекрасного царства так нигде и не встретилось, стая впервые задумалась о мудрых словах «ненормальной»…

            Знакомая ситуация, не правда ли?! Как часто в жизни мы не принимаем чужого мнения лишь потому, что оно резко отличается от нашего! А человека, имеющего иную, не совпадающую с нашей (но не значит неверную!), систему ценностей и убеждений, называем белой вороной, подчёркивая его непохожесть на нас. «Быть белой вороной – дар или наказание?» - спросите вы. Непростой вопрос. Попробуем в нём разобраться, обратившись к творчеству великих мастеров слова.

            Убеждена, исключительность, непохожесть на других, что метафорически назвали «белая ворона» - свойство редких, я бы даже сказала, гениальных натур. Ведь сколько таких примеров было в истории! Человечество сформировалось благодаря «белым воронам». Например, ими были Микеланджело, Да Винчи, Рафаэль, Данте, Петрарка (которых не зря называют титанами Возрождения, а спросите — легко ли им было в жизни? Нет, их очень многие не понимали, и очень много у каждого из этих титанов было недоброжелателей и завистников), Жюль Верн (все смеялись над подводными лодками, батискафами и прочими изобретениями из его романов, а через век эти выдумки стали реальностью), Чарльз Дарвин и Николай Коперник (которые пошли против учения церкви и были за это наказаны), Пётр I (царь-строитель, великий работник, преобразователь; он выделялся среди своих современников желанием работать и поднять Россию, сделать Россию не хуже, а даже лучше европейских стран) и многие-многие другие великие люди.

Это исторические примеры, а есть и литературные. Вспомните Татьяну Ларину, героиню романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, которая «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Поэт отмечает в ней черты одарённой натуры, выделяющие её из окружающей среды. Татьяне свойственны живой ум, глубина чувств, поэтичность натуры. По замечанию автора, героиня

…от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем, пламенным и нежным.

Татьяна Ларина, будучи дворянкой, прекрасно знала французский язык, увлекалась чтением западно-европейских, популярных среди юных особ романов. Однако жизнь в деревне, на лоне природы, общение с простыми крестьянками приобщили девушку к русской народной культуре, что значительно отличает её от того же Евгения Онегина, явно оторванного от национальных истоков.

Отсюда и те нравственные ценности, которые свойственны Татьяне Лариной. Это живая вера в Бога («молитвой услаждала/Тоску волнуемой души»), милосердие («бедным помогала»), искренность, целомудрие, отсутствие сомнений в святости брака («…Но я другому отдана/И буду век ему верна»). Кроме того, это любовь к родной природе (она любила на балконе/Предупреждать зари восход»), связь с народом и знание их обычаев («Татьяна верила преданьям/Простонародной старины»), равнодушие к светской жизни: «постылой жизни мишура» не привлекает героиню. Как видим, «милый идеал» автора наделён чертами незаурядной личности. Неслучайно А.С. Пушкин противопоставляет Татьяну Ларину многим персонажам романа. Так отчётливо вырисовывается принцип симметрии в расстановке героев произведения. Внешняя красота родной сестры  Ольги скрывает заурядную и поверхностную её натуру и одновременно делает более заметной внутреннюю, душевную красоту Татьяны.  Главная героиня, несмотря на сходство с Евгением Онегиным в уме, глубине мировосприятия, отличается и от него умением чувствовать красоту окружающего мира, христианскими ценностями, чуждыми «эгоисту поневоле».

Представьте, всем, даже близким, Татьяна Ларина кажется чужой: уж очень она не похожа на других. Без сомнения, белая ворона» Однако эта белая ворона из деревенской «девочки несмелой» невольно благодаря цельности и глубине своей становится «законодательницей зал».

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора, наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей?
Все тихо, просто было в ней.

            Так, в этой героине, не понятой окружающими, обнаруживается натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом. Неслучайно критик В. Г. Белинский всячески подчеркивал исключитель­ность главной героини: она — «натура глубокая, любящая, страстная», «не многосложная, но глубокая и сильная», цельная. «Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, слу­чайно выросший в расселине дикой скалы». Она сумела сохранить естественность и простоту и «в самой искусствен­ности и уродливости формы, которую сообщила ей окружа­ющая ее действительность». То есть «белая ворона» — это личность! А чёрные и серые — они как все, просто масса. Масса, думающих как все, говорящих, что хотят от них услышать, подражающих другим. По-моему, уж лучше быть личностью и прослыть белой вороной, чем поступать как все, быть внутренне несвободным.

Итак, белая ворона – дар или наказание? Ни то и ни другое. Это скорее, испытание. Казаться чужим среди своих, иметь собственную точку зрения, быть личностью глубокой и жить по общечеловеческим принципам, не изменяя себе, непросто. Ведь окружающие непременно поставят клеймо «ненормальный» (как это случилось с вороной, не желавшей лететь на поиски чудесной страны, предпочитая ей Родину), а человек, прослывший белой вороной, обречён на одиночество. Неслучайно в эпиграфе к сочинению я употребила слова А.С. Грибоедова: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож...» Уж лучше быть одинокой странной личностью (в этом, кстати, трагизм жизни), чем просто серой массой. Не правда ли?!

Комментарии: